Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Аксайского района

детский сад № 12 «Василёк»

Учитель-логопед

В детском саду организована коррекционная работа по речевому развитию. В ДОУ подготовлен для занятий логопедический кабинет, разработана и имеется вся необходимая документация: Положение о логопедическом пункте, должностная инструкция, перспективный и тематические планы коррекционной работы с логопатами.

Работа логопеда с детьми строится на индивидуальных и подгрупповых занятиях в соответствии с составленным расписанием и СанПиН, еженедельно, проводятся консультации для родителей по их запросам.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому нёбу, голосовым связкам.

Развитие речи начинается у ребёнка с трёх месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произноше-нию звуков. Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании играет чёткая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Поэтому не следует искажать или изменять слова, имитировать детскую речь.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки (С, З, Ш, Ж, Л, Р,) его губы и язык должны быть сильными  и гибкими. Долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики .

Целью артикуляционной гимнастики – является выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и т.д.) необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов:

  1. пассивная (взрослый, показывая, выполняет движения за ребёнка),
  2. активный (ребёнок самостоятельно выполняет упражнения).

Каждое упражнение имеет своё название. Названия эти условные, но это очень важно, для того чтобы дети их запомнили. Во-первых, название вызывает у ребёнка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь назвать его.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как чёткая артикуляция – основа хорошей дикции.

Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – это просто необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребёнка к постановке звука, а уже сама постановка звука -  это задача специалиста, логопеда     

Рекомендации к проведению упражнений:

  • Сначала упражнения надо выполнять, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль.
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время  без изменений.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, необходимо обратиться к специалисту – логопеду. Возможно, понадобятся помощь и специальный массаж с применением логопедических инструментов и медицинских зондов.

Правильное произношение звуков вместе с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Наверх